Деревня Чухны: Артиллерийские позиции


Середина марта. Очень тепло – на небе ни облачка, и солнце светит во всю силу, растапливая оставшиеся островки снега. От этого повсюду бегут ручейки, устремляясь к низким местам и образуя там маленькие озера-лужи.
 Таким солнечным днем нужно куда-то выбраться из серого и душного города. Куда? Нужно подумать.




Ввиду сложившихся обстоятельств выезжаем только после обеда. Поздновато, чтобы ехать куда-то далеко, но яркое солнце и дорога манят вдаль. Мы едем.
Сегодня решили посмотреть на артиллерийские позиции немецких войск, располагающиеся возле деревни Чухны. Деревенька расположилась сразу за Крево, за линией фронта, протянувшейся через эти места во время Первой мировой. Здесь сохранилось множество молчаливых свидетелей той войны. В окрестностях много дотов, блиндажей, километры окопов. Если вас интересует фортификация Первой мировой, то здесь есть на что посмотреть.
До Чухнов доехали быстро. А дальше пришлось восстанавливать в памяти карты из google.maps, просмотренные мной накануне. Вот он – поворот в сторону поля, но дорога раскисла, и приходится дальше идти пешком.
Кругом вода, грязь и, местами, достаточно глубокий снег, поэтому нужно подумать, прежде чем сделать следующий шаг. Но иногда попадается прошлогодняя трава, по которой идти гораздо легче.
Сад камней. Не Япония, но тоже красиво.
С возвышенности открывается отличный вид. Окрестности просматриваются на многие километры.
Идем дальше. Но где же сооружения? Либо они уже где-то рядом, либо мы не туда держим путь. И тут нам встречается местный житель – старик, прогуливающийся с собакой, от которого узнаем, что артиллерийские позиции совсем близко, за хутором. Мы прощаемся и, уже с уверенностью, продолжаем путь.
Хутор. От дома и хозяйственных построек остались только фундаменты. Рядом колодец, в глубине которого блестит вода, и сад, некогда приносящий богатый урожай.
Выходим на поле, с которого открываются все те же прекрасные дали.
И, вот, перед нами она – позиция артиллерийской батарей Первой мировой войны.
Отлично сохранились четыре капонира…
…и другие сооружения, предназначенные для наблюдения и укрытия личного состава, а также для хранения боеприпасов.
Капонир. Он защищал орудие и расчет.
Самое большое сооружение  - казарма артиллеристов.
Внутреннее помещение медленно заполняется талыми водами, а из окна к полу устремился водопад изо льда. Металлического гофра как и не было. Он, наверное, теперь используется в какой-нибудь местной деревне.
Интересное сооружение со стеной, прикрывающей вход.
Осмотрев все вокруг, решаем идти назад.
Солнце еще достаточно высоко, но уже начинает ощущаться вечерняя прохлада.
Ехать домой рановато, и решаем еще посмотреть памятники в Асанах и Полторовщине. Деревеньки расположены недалеко, на северо-западе от Крево.
Асфальт сменяется гравейкой, которая еще полностью покрыта мокрым и грязным снегом. В Войневичах сворачиваем в сторону Асан.
И тут начинается – дорога в две колеи, утопающая в грязи, крутой спуск, полностью покрытый снегом и льдом – просто жуть. Но мы едем и не останавливаемся, машину носит из стороны в сторону, и она, иногда, не слушается. Спасает то, что земля в глубине еще замерзшая, и колеса вязнут не так глубоко.
Не доезжая до деревни, на пути встретились старые хозпостройки.
Под шифером сохранилась еще старая дранка.
У одной из построек, полностью разрушенной, и обнаружился памятник.
Его поставил своим погибшим товарищам ландверный полк, находящийся в этих местах во время Первой мировой. Памятник сохранился достаточно неплохо. На высоком каменном постаменте – военная каска, обрамленная дубовыми листьями.
В центре – круглая каменная плита с текстом. L.I.R. 379 SEINEN TAPFEREN KAMERADEN – нашим мужественным товарищам.
На обратной стороне памятника видно место для другой плиты, которая куда-то пропала.
Солнце спряталось за лесом. Стало смеркаться. А нам еще предстояло выбираться из этого болота. Решили доехать до Асан и там найти лучшую дорогу. Но, добравшись до деревни, поняли, что дорога, по которой мы приехали, в это время года - единственная. Пришлось возвращаться и еще раз пройти через этот фронтовой путь. Причем в Полторовщину, запланированную в начале, решили уже не заезжать.
Машина справилась, выручила нас и в этот раз, и через час мы были дома.